ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ЖИЛИЩЕ, ДВОР,
НАДВОРНЫЕ ПОСТРОЙКИ Глава II. ОРУДИЯ ТРУДА
И ИНСТРУМЕНТЫ Глава III. ТРАНСПОРТ И УПРЯЖЬ Глава IV. ТКАНИ. Глава V. ОБУВЬ. Глава VI. ДРЕВНЕРУССКИЙ КОСТЮМ Глава VII. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Глава VIII. ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ
XVIII - начала XX в.в. Глава IX. ФОРМЕННЫЙ КОСТЮМ Глава Х. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ Глава XI. НАГРАДНЫЕ И
НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ. АРМАТУРА.
ЗНАКИ НА ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Глава XII. ОРУЖИЕ Глава XIII. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Глава XIV. ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НАДВОРНЫЕ ПОСТРОЙКИ Глава II. ОРУДИЯ ТРУДА
И ИНСТРУМЕНТЫ Глава III. ТРАНСПОРТ И УПРЯЖЬ Глава IV. ТКАНИ. Глава V. ОБУВЬ. Глава VI. ДРЕВНЕРУССКИЙ КОСТЮМ Глава VII. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Глава VIII. ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ
XVIII - начала XX в.в. Глава IX. ФОРМЕННЫЙ КОСТЮМ Глава Х. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ Глава XI. НАГРАДНЫЕ И
НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ. АРМАТУРА.
ЗНАКИ НА ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Глава XII. ОРУЖИЕ Глава XIII. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Глава XIV. ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Беловинский Л.В.
История русской материальной культуры.
История русской материальной культуры.

ВВЕДЕНИЕ
В кризисные эпохи, когда зыбко настоящее и неясно будущее,
общество начинает пристально вглядываться в прошлое. Откуда мы?
кто мы? почему мы такие? — ответы на эти вопросы может дать только
прошлое. А зная ответы на них, можно судить о будущем.
Вот почему необходимо точное знание о прошлом, знание своей
истории.
Но история — это не та «наука», которую все мы изучали в сред- ней школе. Школа, да, к сожалению, по большей части и вуз, знакомят нас, очень поверхностно и не точно, с историей государства. А для ответов на «роковые» вопросы нужно знать историю народа, которая далеко не исчерпывается политической историей. Необходимо знание истории людей в их повседневной жизни, во всей полноте и многообразии. Это необычайно сложное, многогранное, многоуровневое явление, где тысячи и тысячи явлений находятся в сложнейшей взаимосвязи. Историки только ищут подходы к такому знанию, всматриваясь лишь в отдельные сюжеты — в социальную, экономическую историю, историю культуры всей нации, а не только ее элиты, и в культуру не только художественную или гуманитарную. Один из таких сюжетов — история материальной культуры нации.
История материальной культуры включает разнообразнейшие явления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище, хозяйственные постройки, орудия труда и инструменты, транспортные средства, мебель, посуду и предметы домашнего обихода, одежду и ее аксессуары, оружие и т.д. Как неотъемлемая часть всей культуры сообщества, история материальной культуры детерминирована условиями его исторического обитания, включающими не только природную среду, но и экономические, социальные и политические обстоятельства его исторического бытия. В результате она находится в связи с национальным характером, формирующемся в этой среде обитания, с историей быта и нравов различных социокультурных групп, их верованиями, традициями, привычками и господствующими вкусами и оценками, а также с характерным для каждой данной эпохи художественным стилем.
Задача исторической науки заключается в реконструкции прошлого, в том числе и музейными средствами, в воссоздании мира человека прошлого. И этому должно служить знание истории материальной культуры в связи с жизнью этого человека. Эта книга в первую очередь рассчитана на будущих музейных работников, и может служить для них учебным пособием. В равной мере она может оказаться полезной и нынешним «музейщикам»: ведь большинство из них не имеет специального музейного образования, пока еще нового в России. Но она может оказаться интересной и полезной и широким слоям неспециалистов, той части читающей публики, которая не желает ограничиваться куцыми и полузабытыми школьными знаниями и пробавляться журналистскими поделками на темы истории, либо ходячими историческими мифологемами, созданными полузнанием.
