Беловинский Л.В. История русской материальной культуры.
ТРАНСПОРТ И УПРЯЖЬ.

1. Транспорт.

Основным видом гужевого транспорта служили летом телега, зимой сани. Телега состояла из переднего и заднего ходов — колесных пар с осями. Оси были деревянные (дубовые) либо кованые железные и заделывались с помощью железных скреп в массивные брусья, соединенные двумя дрожинами — прочными брусьями длиной почти во всю телегу. Колеса были с гнутыми деревянными ободьями, и дубовыми или вязовыми ступицами; для прочности ободья ошиновывались шинами из полосового железа. Передние колеса были меньшего диаметра, чтобы при повороте они могли заходить под дро- жины. Колеса закреплялись на осях с помощью железной чеки. Передний ход был составным, из двух частей, соединявшихся с помощью шкворня — массивного вертикального железного штыря, и вращавшихся относительно друг друга на широких железных кольцах, благодаря чему телега могла поворачиваться. Сверху настилался плоский дощатый кузов в жердевой раме — облучке. На концы передней оси с помощью оковки с кольцами надевались тяжи — ременные, веревочные либо из толстой проволоки; другим концом они надевались на оглобли, имевшие для этого в верхней части железные гребни. С по- мощью тяжей совершался поворот. Оглобли из толстых длинных жердей надевались на переднюю ось с внутренней стороны колес; при парной запряжке в ось вделывалось дышло для осуществления поворота, тогда как через оглобли передавалось тяговое усилие от лошади. Были специальные типы телег.

Простые крестьянские сани — дровни состояли из двух массивных деревянных полозьев, круто загнутых в передней части саней — головках. В улучшенных санях снизу к полозьям пришивались железные полосы — подрези, чтобы предотвратить раскат саней на откосах и поворотах. Сверху в полозья вдалбливали короткие вертикальные копылья, на которые накладывали на шипах накопыльники. Обе части связывали толстыми перевитыми прутьями — вязками. Другой тип саней — розвальни — отличался отводами — гибкими жердями, которые спереди привязывали к головкам, а сзади закрепляли на поперечном брусу, лежавшем на накопыльниках. Пространство между отводами и накопыльниками нередко заплетали веревками. Отводы увеличивали емкость саней и предохраняли седоков и грузы при раскатах. Оглобли привязывали крепкими веревками к первым копыльям. Для увеличения емкости саней на них ставилась огромная плетеная из ивового прута корзина — кошева. В санях-пошевнях пространство между накопыльниками и отводами зашивали толстым лубом или дерюгой.

В зависимости от условий эксплуатации и потребностей имелось огромное разнообразие экипажей, в основе которой лежали телега и сани. При необходимости пользовались легкими двухколесными одноколками, таратайками, тележками, а по бездорожью, например, по лесу, болоту использовали беду, переднюю ось телеги с корзиной на ней для груза; седок ехал верхом на лошади. При бездорожье для легких объемистых грузов использовали также волокушу: вместо оглобель в гужи закладывались две березы с ветками и на них наваливали груз, например, сено. В южных губерниях двуколки, запрягавшиеся парой лошадей в дышло, назывались бидарками. Легкие объемистые грузы, например, снопы, перевозили на возах, имевших высокие решетчатые борта-драбки, которые подпирали надевавшиеся на концы осей деревянные дуги-люшни. Легкие сыпучие грузы, например, зерно, перевозили в телегах с глубоким дощатым кузовом — бестарках, а землекопы-грабари для перевозки земли пользовались грабарками, телегами с самоопрокидывающимся кузовом в виде дощатого ящика, сильно суживавшегося к узкому дну. Длинномерные грузы, например, жерди, бревна, перевозили на роспусках или долгушах, где далеко разнесенные ходы соединялись одной или двумя длинными толстыми дрожинами. На этих повозках большими компаниями в сельской местности отправлялись также в лес или в поле, по грибы, по ягоды и пр. Телега без кузова, только с двумя дрожинами, так называемые дроги, использовались для установки бочек водовозов и золотарей, а также под погребальные катафалки; у них по углам утверждались 4 столба, поддерживавших балдахин над гробом.

Тяжелые громоздкие грузы перевозились на ломовых полках с широкой прочной платформой без бортов, поставленной на маленькие литые чугунные колеса с кованными железными осями или сани с толстыми низкими копыльями и очень мощными полозьями; полок запрягался в дышло парой, двумя, а то и тремя парами лошадей-битюгов. Было и множество типов легковых экипажей для перевозки пассажиров. Широко пользовались легкими короткими четырехколес- ными безрессорными, полурессорными (с рессорами на задней оси) или рессорными дрожками с неглубоким дощатым кузовом, железными крыльями от грязи и подножками; у безрессорных дрожек кузов стоял на десятке тонких гибких дрожин, скреплявших ходы. Совсем коротенькие беговые дрожки не имели кузова и седок, сам управлявший лошадьми, сидел сбоку на облучке. У распространенного тарантаса на длинных гибких дрожинах стоял плетеный из лозы просторный кузов с высокими козлами для кучера спереди, понижением со средней части и возвышенной задней частью, образующей глубокую спинку, на которой был поднимающийся кожаный верх — фордек. На длинных дрожинах сзади тарантаса оставалось место для багажа. Как и дрожки, тарантас снабжался крыльями от грязи и пыли и подножками. Низенькое сиденье в тарантасе было съемным и обычно в дальнюю дорогу в нем отправлялись, лежа на сене или тюфяках и подушках. В южных губерниях тарантас обычно называли бричкой.

В деревне, а с 30-х гг. XIX в. в городах для перевозки пассажиров пользовались линейками — первым видом городского общественного транспорта, ходившего по определенным маршрутам. Линейка представляла собой длинную широкую доску, соединявшую передний и задний ходы; посередине на ребро была поставлена высокая доска, игравшая роль спинки, а между колес подвешивались на кронштейнах узкие доски-подножки. Пассажиры сидели боком к движению, лицом к обочине, а кучер восседал на конце доски. На городских линейках над пассажирами на столбиках стоял парусиновый навес. Короткой и не столь широкой доской соединялись ходы у эгоистки, экипажа для одного человека. Кучер сидел на конце доски, но править лошадьми мог и сам пассажир, сидевший на доске верхом, поставив ноги на маленькие подножки. Легкие маневренные эгоистки пользовались популярностью у молодежи, склонной к быстрой лихой езде. Такого типа ездоки пользовались также кабриолетами, но щегольскими, лакированными, с мягким сиденьем на двоих и подъемным кожаным верхом, духколесным, наподобие грубой бидарки или таратайки, но с мягкими рессорами. Дорогим щегольским экипажем были и рессорные четырехколесные коляски с лакированным кузовом с дверцами, щитками, подножками и фонарями, открытые или закрытые. Во второй половине XIX в. появились такие же дорогие лакированные рессорные купе — четырехколесные кареты на двух пассажиров. Старинные же кареты в это время стали выходить из моды, используясь лишь как представительские экипажи для Двора и дипломатов. Это были своеобразные экипажи с закрытым, нередко золоченым кузовом с дверками с гербами на них и со стеклами, подвешенным на толстых ремнях к высоким стоячим деревянным рессорам, изогнутым наподобие лука. Были у карет и складные подножки, убиравшиеся на ходу за закрытые дверки; выездной лакей, сидевший на высоких козлах рядом с кучером, должен был, открывая дверцу, опустить подножку и подать руку выходяшим из кареты пассажирам. Кузова карет на неровностях дороги немилосердно раскачивались на ремнях, так что пассажиры иногда укачивались; стоявшие или сидевшие на высоких запятках выездные гайдуки должны были придерживать кузов, а у придворных карет для этого по углам сажали четырех маленьких пажей. В старину помещики пользовались для дальних поездок рыдванами или берлинами на стоячих рессорах, с огромными, толсто простегаными изнутри кузовами, снабженными множеством ящиков, карманов, крючков и ремней для вещей и припасов; багаж укладывался на крыше. Такие кареты с раскладывавшимися сиденьями, где можно было спать в дороге, назывались дормезами. Зимой кареты, рыдваны и дормезы ставились на полозья. Эти громоздкие экипажи запрягались шестериком лошадей в дышло, но все равно скорость их была невысока. Зато непритязательные путники быстро пролетали в кибитках, простых телегах или санях, над которыми на легких высоких дугах устанавливались волочки или болочки, рогожная, войлочная или кожаная покрышка. Кибитки были открыты спереди, что при сильном ветре и морозе было неудобно путникам, и зимой нередко употреблялись возки с дощатым, обшитым изнутри мягкой кошмой, а снаружи кожей прямоугольным кузовом с дверками и стеклами.

Во второй половине XIX в. в городах появились извозчичьи «калиберы» или «гитары» — пролетки на рессорах, с высокими козлами, прикрытыми спереди от комьев грязи выгнутым жестяным козырьком, сильно пониженной для удобства пассажиров средней частью, закрывавшейся кожаным фартуком, с мягким сиденьем сзади с подъемным кожаным фордеком, с крыльями, подножками и фонарями. Такие экипажи на юге страны назывались фаэтонами. На юге же в степях часто пользовались безрессорными, полурессорными и рессорными тачанками, или нетычанками, похожими на фаэтон и запрягавшимися в дышло парой или четвериком.

В конце XIX в. в южнорусских степях появились американские шарабаны, полурессорные или рессорные, с кузовом в виде ящика, в котором скамьи для пассажиров были расположены по бортам, а над бортами были узкие спинки на кронштейнах; пассажиры сидели боком к движению. На пролетки были похожи лакированные щегольские ландо с такими мягкими рессорами, что они считались дамскими экипажами; у ландо были дверцы и второе сиденье, впереди, так что пассажиры сидели спиной к кучеру. Вариантом ландо был ландолет, у которого поднимались фордеки сзади и спереди, полностью перекрывая кузов, у дверок поднимались окна и открытый ландолет превращался в закрытый.

Почту и пассажиров по почтовым трактам и шоссе перевозили тяжелые рессорные закрытые дилижансы, или брики у которых сзади было два наружных места для пассажиров, а на крыше место для багажа. Зимой в городах вместо пролеток пассажирские перевозки осуществлялись в городских санях, коротких и узких, на высоких изогнутых железных копыльях, поставленных на широко раздвинутые легкие железные полозья с высокими головками; козлы спереди прикрывались от комьев мерзлого снега жестяным козырьком, по бокам сани закрывались кожаными фартуками, а ноги пассажиров прикрывала суконная или даже бархатная полость на меху. Такими же, но еще более короткими и узкими беговыми санками-козырьками на одного человека пользовались вместо дрожек любители быстрой езды, сами управлявшие лошадьми. Загородные зимние прогулки большими компаниями совершались на больших троечных ковровых или чухонских санях с высокой спинкой и двумя сиденьями, спереди и сзади обитых коврами.



2. Упряжь.

Общий для снаряжения верховых и упряжных лошадей предмет — узда, или оголовье — охватывает голову лошади и служит для управления ею. Оголовье состоит из недоуздка, включающего суголовье, которое охватывает голову лошади за ушами, налобника, лежащего перед ушами, переносья, или нахрапника, лежащего на нижнем конце конской морды над ноздрями, подбородника, проходящего под конской головой от налобника к нахрапнику, и натечных ремней, идущих от оголовья к нахрапнику по сторонам конской головы; на лбу и храпе лошади может лежать перекрестье из ремней или цепочек, идущих от оголовья к нахрапнику. К подбороднику может пристегиваться чембур, за который лошадь ведут или привязывают. В нижней части нащечных ремней с помощью колец пристегнуты трензельные удила из трех шарнирно соединенных кованых округлых железных стержней. К их кольцам пристегиваются поводья, для управления верховым конем, или вожжи для управления упряжной лошадью. В крестьянском быту обычно обходились недоуздком без удил.

Для езды верхом использовалось также мундштучное оголовье, как бы накладывающееся на трензельное. В этом случае добавляется Н-об- разное мундштучное удило или мундштук, кованный из железа в виде двух длинных щечек с кольцами на концах, соединенных слегка выгнутым грызлом. Верхние концы щечек соединяются мундштучной цепочкой с кожаным подцепочником. Мундштук пристегивается к мундштучному суголовью, а к его нижнему концу пристегнуты мундштучные поводья. У строевых коней на поводья кольцами надевается двойной ремень — мартингал, проходящий под паперсью и крепящийся к подпруге. На нащечные ремни оголовьев молодых или норовистых лошадей крепили небольшие кусочки кожи, шоры, чтобы лошадь не пугалась препятствия, появившегося сбоку и смотрела только вперед.

Основной предмет седловки — седло. Его основа — ленчик, или, в казачьем седле, арчак, из двух дощечек — полок (полиц), соединенных передней и задней луками. У строевого седла полки шире и длиннее, луки низкие, выгнутые из железа, у казачьего седла полки меньше, а луки деревянные высокие. В полках прорезаны щели, куда вставляются путлища — двойные ремни, на которых висят железные стремена. Между луками натянут широкий ремень — живец. Под ленчик кладется войлочный потник с кожаной потниковой крышкой и кожаная крышка, сиденье с двумя крыльями, прикрывающими полки и путлища. Потник и обе крышки выгнуты по форме конской спины и седла. С помощью двойной подпруги седло притягивается к конскому крупу. Казаки на арчак клали толстую кожаную подушку, притянутую к спине коня широким троком. Полки арчака и путлища прикрыты кожаными крыльями — тебеньками. К задней луке строевого седла крепится пахвь с очком, надевающимся на репицу хвоста. К передней луке крепится двойной ремень — подперсье, или паперсь, соединяющийся на груди коня в один ремень, который закрепляется под брюхом на подпруге. На седло или под его покрышку кладут парадный чепрак, или вальтрап — суконную, украшенную галунами фигурную покрышку.

По обе стороны седла у передней луки крепятся кобуры — кожа- ные сумки с крышками для вещей; до середины XIX в. в них кавалеристы возили пистолеты и назывались они ольстрами, или чушками. По сторонам задней луки крепятся переметные сумы для вещей. Вещи всадника также помещают в чемодан, лежащий на задней луке вместе со свернутой попоной. В переметные сумы, кобуры и чемодан кладутся щетка и скребница для чистки коня, комплект подков с ухналями, гвоздями для ковки коня, шило и дратва для починки сбруи, складное брезентовое ведро, торба - холщовый мешок с лямками для кормления коня, надевавшийся на его морду, и троки — сетки для фуража, а также личные вещи и провизия всадника.

При верховой езде применяются шпоры, кованные из железа или меди. Они состоят из дужки, надевающейся на задник сапога, вклепанного в нее стержня — шенкеля, закрепленного на его конце вращающегося репейка — зубчатого колесика, и ремешка с пряжкой для крепления шпоры на подъеме сапога; прежде сверху на ремешок надевали широкий короткий кожаный нашпорник.

Упряжь составляют хомут из двух подвижных деревянных клещей, обшитых кожей и подбитых войлоком, стягивающихся внизу ремешком- супонью; по сторонам к хомуту прикреплены прочные кожаные гужи, куда вкладываются дуга и оглобли. На голову лошади надевается узда с поводьями, поднятыми вверх за чумбур, пропущенный через згу (колечко на дуге) и завязанный за оглоблю. К кольцам узды пристегиваются вожжи. На спину кладется седелка, подобная небольшому седлу, подпругой притянутая к спине лошади. Через седелку пропускается чересседельник, поддерживающий оглобли. В полной сбруе на круп надевается шлея, которая крепится к хомуту и поддерживается на боках лошади лежащими на крупе шлейками.

При бездуговой упряжи пристяжных лошадей или при дышловой запряжке тяга осуществляется через постромки, пристегнутые к шорке, состоящей из нагрудного ремня, охватывающего грудь, настроечного ремня, лежащего на спине за холкой, и соединяющих их по диагонали боковых поддерживающих ремней. Постромки могут крепиться и к хомуту.

При пароконной упряжи хомут через нагрудник либо шорку соединяется с дышлом ременным или цепным нашильником. Постромки крепятся к вальку, круглой палке, закрепленной крючком у передка повозки. Вожжи для управления пристяжными лошадьми называются привозжек.

При дышловой запряжке шестериком на левой передней «уносной» лошади в специальном седле сидел форейтор, задававший направление движения. В городах легковые лошади накрывались широкими, свисавшими до земли сетками с тяжелыми кистями, которые улавливали выброшенные подковами быстро бежавших лошадей комья смерзшегося снега.



3.1 Иллюстрации. Транспорт

Транспорт:
1 — дроги (роспуски),
2 — телега,
3 — розвальни,
4 — дровни,
5 — грабарка,
6 — бестарка,
7 — бидарка,
8 — фура,

--------------

Транспорт:
9 — дрожки,
10 — бричка,
11 — кибитка,
12 — коляска.
13 — ландо,
14 — купе,
15 — эгоистка,
16 — пролетка,

--------------

Транспорт:
17 — визави,
18 — сани городские,
19 — линейка,
20 — катафалк,
21 — омнибус,
22 — дилижанс,
23 — шарабан,
24 — конка



3.2 Иллюстрации. Упряжь.


Упряжь:
1 — снаряжение упряжных лошадей,

--------------

Упряжь:
2 — русская запряжка,
3 — недоуздок,
4 — седёлка,
5—хомут,
6 —бубенцы,

--------------

Упряжь:
7 — оголовье,
8 — седло казачье,
9 — седло строевое,
10 — вальтрап,
11 — мундштук,
12 — арчак,
13 — ленчик