МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

1. Интерьер православного храма.
Священные предметы и сосуды

Храм — специально устроенное здание для совершения богослужения; в православии храмы именуются также церквами. Главный храм города называется собором; если у каждого храма (кроме монастырских) есть свой приход, свой круг паствы, то собор собирает молящихся со всего города, не имея особого прихода. В больших городах могло быть несколько соборов. Поскольку крупные города являлись (и сейчас являются) центрами епархий — церковно-административных округов, возглавляемых архиереями, то местный собор (или один из соборов) имел значение кафедрального, и торжественные богослужения в нем проводил сам епархиальный архиерей. Среди построек религиозного назначения выделяются также часовни и молельни.
Часовня, как это следует из самого названия, предназначена для особого вида богослужения — часов; точнее, в ней можно совершать все виды богослужения, кроме литургии, поскольку в часовне нет престола. Молельня же обычно — специальное помещение в жилом или общественном здании для индивидуальной молитвы верующих, также не имеющее престола. Отличие храма от часовни или молельни в наличии престола, на котором совершается литургия.


План храма.

Не углубляясь в особенности русской храмовой архитектуры, которая, развиваясь, постоянно видоизменялась на протяжении веков, отметим только некоторые ее черты, отличающие внешне православные храмы от католических и протестантских. Храмовые постройки были переняты христианским миром у языческого Рима. На Западе использовалась базилика — удлиненная постройка из трех-пяти продольных кораблей-нефов, перекрытых сводами. На Русь из бывших провинций Римской империи, точнее из византийских малоазиатских провинций, пришел храм с центрической организацией пространства из вэаимнопересекающихся трех продольных и трех поперечных кораблей, в результате чего храм перекрывается особыми крестовыми сводами. Он так и называется — крестово-купольный храм. В дальнейшем использовались и иные типы сводов, но центрическая организация храма сохранялась столетиями. В XVII в. к храмам стали пристраивать с запада удлиненный объем — трапезную, что увеличивало их вместимость. Примерно тогда же появилась колокольня, примыкающая с запада к трапезной. С востока к храму примыкают полукруглые абсиды, где размещается алтарь. Возле входа к храму может примыкать открытая или крытая возвышенная площадка — паперть. С нее двери ведут в притвор — самую западную часть храма, его преддверие; нередко притвор располагается под колокольней. В притворе могут совершаться литии, служиться сорокоусты, совершаться крещение. В притворе стоит невысокий стол с распятием и подсвечником — канунник. Перед ним совершаются панихиды и другие подобные богослужения.

В восточной части храма, перед иконостасом, отделяющим алтарь, находится невысокое возвышение в одну-две ступени — солея, занимающая все пространство от стены до стены. По краям ее, у стен, невысокими перилами отгорожены клиросы, где во время богослужения находится хор.
В центре солеи, напротив царских врат — небольшой, обычно полукруглый выступ — амвон. При богослужении на нем находятся священник и диакон, а на его ступенях — причетники. С амвона про- износятся ектеньи, читаются Евангелие и проповеди. Перед амвоном стоит узкий высокий столик с покатой столешницей — аналой, или налой, на котором лежит праздничная икона, посвященная данному дню. Такие аналои могут находиться в других частях храма; на них для удобства кладут богослужебные книги. Над амвоном, примерно по- середине храма висит паникадило — большой светильник со множеством свечей (лампад), зажигаемых в торжественные моменты богослужения. Перед наиболее чтимыми иконами в храме стоят большие подсвечники — кандила. Если в кандиле находится от 7 до 12 свечей, он называется поликандило, если больше — паникадило. Обычно посреди кандила стоит большая свеча в виде пустотелого стеклянного, фарфорового или металлического цилиндра, наверху которого помещена лампада с маслом; в некоторые дни оно употребляется для елеопомаэания на всенощной. По краям у клиросов укреплены хоругви — фигурные металлические или парчовые полотнища с двумя языками; на них изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых; их древки увенчаны крестами. Хоругви используются при крестных ходах и в некоторых других случаях.

В крупных соборах или в монастырях, где покоятся мощи святых, недалеко от иконостаса, но в доступном для верующих месте установлена рака — монументальный продолговатый ларец, роскошно отделанный, нередко серебряный, куда помещен гроб с мощами. Рака стоит на возвышении, под орнаментальным металлическим балдахином и закрывается металлической же, серебряной или златокованой ризой с открытым или закрытым ликом святого и открытой его рукой для целования. Если мощи лежат под спудом, то есть закрытые, поверх раки находится живописное или живописно-металлическое изображение святого, накрытое покровом из парчи, или бархата.

Иконостас.

Основную часть храма от алтаря отделяет иконостас — более или менее высокая перегородка из нескольких рядов икон. В русской пра- вославной церкви к XV в. сложился высокий иконостас из пяти ря- дов икон, называемых чинами. Иконы устанавливаются на горизонтальных брусьях — тяблах. Иконостас прорезан тремя дверями. Центральные, ведущие в алтарь к престолу, называются царскими вратами. Они не до верха закрыты двумя створками, на которых изобра- жена в верхней части сцена Благовещения, а ниже — четыре Еванге- листа или их символы. Левые, северные двери ведут к жертвеннику; по канонам на них изображен архангел Михаил, Архистратиг, пред- водитель небесного воинства. Правые, южные двери ведут в дьяконник или ризницу; по канону на них должен быть изображен кто-либо из святых диаконов, например, архидиакон Стефан. Эти двери про- резаны в самом нижнем чине, называемом местным, так как в нем около царских врат стоит местная икона, одноименная самому храму. Здесь же непременно находятся иконы Спасителя и Богородицы. Остальные иконы местного чина могут быть любыми.

Над царскими вратами расположена икона Тайная Вечеря. Она как бы является частью второго чина. Вторым же может быть чин праздничный, с иконами, посвященными церковным праздникам, которых должно быть не менее двенадцати, по числу великих праздников, либо чин деисусиый. «Деисус» по-гречески означает моление. В центре чина находится изображение Спаса Вседержителя, Судии, а по сторонам в позах моления ему предстоят Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы. Третий чин — пророческий. Обычно в центре его находится икона София — Премудрость Божия, а по сторонам со свитками в руках — пророки. Самый верхний, пятый чин — праотеческий. В центре его икона Троицы Новозаветной или Отечество, а по сторонам ее — изображения праотцов. Венчает иконостас распятие.

В XVIII в. в связи с европеизацией русской культуры иконостасы на западный манер стали понижаться, иногда включая, и то в усеченном виде, всего два чина — местный и деисусный. Царские врата кроме створок прикрываются еще и алтарной завесой — тканью, скользящей на кольцах по металлическому пруту со стороны алтаря. Во время богослужения, в зависимости от его вида, в определенные моменты она то открывается полностью, то наполовину, то закрывается. Закрывается завеса на богослужениях печальных, покаянных — малой вечерне, повечерии, полунощнице и так далее, а открывается на богослужениях радостных, торжественных: утрене, литургии, причем на литургии преждеосвященных даров она открыта наполовину.

В ризнице, называемой также сосудохранительиицей, хранятся необходимое церковное имущество, богослужебные книги и т.д.; здесь переодевается в богослужебное облачение духовенство. Из имущества здесь хранятся, например, кропильница — сосуд для святой воды, куда погружается кропило, имеющее вид небольшого веничка или кисти, которым при обрядах и богослужении диаконы окропляют верующих или предметы святой водой, погружая его в кропильницу; кадило или кадильница — металлический сосуд с крышкой, подвешенный на соединенных вверху цепочках; в него помещают угли и крупицы ладана на них, и когда диакон при каждении помахивает кадилом, в отверстия его нижней части поступает воздух, угли разгораются и ладан источает благовонный дым; кадило может иметь форму мини- атюрного храма или храмовой главы. Старообрядцы вместо кадила используют кацею — продолговатую открытую или закрытую чашечку на деревянной ручке. Старообрядцами используется при богослуже- нии также особый предмет — кандия, медная чаша на ножке с поддо- ном; в первый день Пасхи при чтении Евангелия в нее мерно ударяют небольшим железным язычком.


Престол в срачице.


Престол.


Жертвенник.

За иконостасом, в восточной части храма, в абсидах — трех или бо- лее полукруглых пристройках, находится алтарь — «жертвенное место», священная часть храма. В алтаре расположены престол, жертвенник, горнее место; здесь хранятся некоторые священные сосуды и предметы и совершается основная часть богослужений. Вход в алтарь женщинам запрещен. На случай, если в храме в один день служится две литургии, в южной части абсиды устроен второй престол, отделенный от централь- ного стеной и именующийся приделом или параекклесией; дьяконник в этом случае переносится в северную абсиду, а жертвенник ставится в центральной части, близ главного престола.


1 - Дискос
2 - Звездица
3- Ковш для причастия.


1 - Потир
2 - Лжица
3 - Копие

Обычно жертвенник — квадратный стол, на котором совершается проскомидия, стоит в северной части алтаря, у стены. На нем находятся священные сосуды — дискос и потир. Дискос — плоское круглое блюдо на ножке с поддоном; на нем изображен Иисус Христос. На дискос и помещаются просфоры, а чтобы они не сдвинулись, сверху на него ставят эвездицу — две небольших металлических дуги, пересекающихся между собой и скрепленных вверху винтом. Она сим- волизирует Вифлеемскую звезду, явившуюся при рождении Христа.


Воздух.

Покровец.

На звездицу сверху накидывается покров — крестообразный или прямоугольный кусок ткани, расшитый изображениями креста, херувимов, украшенный бахромой и кистями; он символизирует то пространство, в котором появилась Вифлеемская звезда. Таким же покровом накрывается и потир — глубокая металлическая чеканная чаша со священными изображениями, на ножке с поддоном. Сверху дискос и потир накрываются большим покровом, или воздухом, на котором изображена сцена Положения во гроб. Покровы и воздух также символизируют пелены, которыми было повито тело Христа при рождении и положении во гроб. При совершении проскомидии употребляется также копие — небольшой ромбический нож на длинном черенке, напоминающий копье, которым римский воин пронзил бок Иисуса Христа. Здесь же находится лжица — небольшая ложечка с длинным тонким черенком, увенчанным, как и копие, крестом; она употребляется при причастии. На престоле лежит также губка для оттирания сосудов, напоминающая о той губке, пропитанной уксусом, которую поднесли распятому Христу, чтобы усугубить его мучения. Здесь и корчик, небольшой ковшик с ручкой, увенчанной крестом, для вливания воды и вина в потир и вынесения причастия.

В алтаре также хранится плащаница — большой льняной или шелковый платок с изображением тела Иисуса Христа в натуральную величину в том виде, в каком оно было снято с креста и положено во гроб. В Великую пятницу плащаница при особом обряде выносится на середину храма для поклонения и находится там до пасхальной полунощницы. В алтаре же хранится выносная икона на длинном древке и большой застекленный, увенчанный крестом фонарь на длинной рукояти, символизирующий Вифлеемскую звезду; они используются при крестных ходах. В средней части алтаря, напротив царских врат находится престол, имеющий форму квадратного стола. При освящении храма он облекается в одежды: нижнюю, или срачицу, из белого полотна, и верхнюю, индитию, также светлую, чаше всего парчовую, украшенную бахромой и кистями, расшитую по углам изображениями серафимов, а по бокам — крестами; индития символизирует Славу Божию, а срачица — пелены, которыми было повито тело Христа. По кромкам индития обшита серебряными с кистями веревками и завязывается завязками, что символизирует узы Христа, схваченного солдатами.


Дарохранительница.

Дароносица

Напрестольный крест

Под престолом в небольшом углублении в полу при освящении храма помешается ковчежец — небольшой ларец с частицами священных мощей. Над престолом высится киворий или сень — большой балдахин в виде шатра, увенчанный крестом. Под киворием над престолом висит изображение Святого Духа в виде серебряного голубя. На престоле находятся антиминс, дарохранительница, дароносица, напрестольные крест и Евангелие и мирница. Антиминс, или вместопрестолие, — это большой шелковый или льняной платок. В средней его части изображена сцена Положения во Гроб, сверху и снизу — тексты молитвы и свидетельство об освяшении храма, слева и справа — орудия страстей Господних, а в углах, на пересечении каемок — еван- гелисты. В антиминс вшивается частица мощей какого-либо святого. Литургия совершается только на антиминсе. Для сохранности антиминс заворачивается в другой шелковый платок — илитон, символизирующий плат (сударь), которым была повита глава Иисуса Христа при положении во гроб. Напрестольное Евангелие, используемое во время богослужения, — большое, в ценном металлическом переплете с изображениями евангелистов. Обычно богато украшен и золотой напрестольный крест, лежащий или поставленный на небольшой ножке с поддоном. Дарохранительница — это священный ковчег (ящик) в форме маленького храма, увенчанного крестом; в ней хранятся Свя- тые Дары для причащения больных, либо для совершения литургии преждеосвященных Даров. Касаться ее могут только священник и диакон. Делается она из золота, серебра, в крайнем случае из олова. Дароносица — маленький ковчежец, в котором переносятся Святые Дары для причащения на дому больных или умирающих. При перенесении она помещается в особую сумку, шелковую или бархатную, с нашитым спереди крестом, и вешается на ленте на шею священника, идущего только в сопровождении причетника. В дароносице находятся миниатюрные потир, лжица, копие, губка.

Особые священные предметы используются дополнительно при архиерейском богослужении. Прежде всего это дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, сходящимися концами или даже перекрещивающимися. Они символизируют двойственную, богочеловеческую природу Христа и Св. Троицу. При богослужении архиерей стоит на орлецах — небольшом овальном коврике с изображением города и парящего над ним орла, символе горнего, возвышенного парения духа. Святые дары при архиерейском богослужении осеняются рипидами — укрепленными на длинных тростях дисками с изображением серафимов и сияния вокруг.

За престолом стоят семисвечник — большой высокий подсвечник с семью рожками для свечей, расположенными в одной плоскости, а за ним — большой запрестольный крест на подставке. На восточной стене в алтаре находится большая икона или фреска, изображающая Иисуса Христа, Богородицу или какое-нибудь важное событие, в память которого освящен храм. Это запрестольный образ. Под ним может располагаться фресковое изображение таинства Евхаристии при участии Иисуса Христа и апостолов. А внизу, на уровне пола — воз- вышенное горнее место с креслами для архиерея и священников, присутствующих или участвующих в богослужении.

2. Облачение духовенства.

Православное духовенство обладает характерным обликом, отли- чающим его от мирян, а также духовных лиц иных вероисповеданий. Этот облик формируется преимущественно одеждой особого покроя — облачением. Эта одежда чрезвычайно разнообразна и составляет несколько комплектов: для повседневного ношения и для богослужения, для причетников, диаконов, иереев, архиереев, а также для монашества. Однако прежде, чем изучать облачение, следует усвоить структуру духовенства.

Православное духовенство делится на черное, монашествующее, и белое, служащее в храмах. В свою очередь белое духовенство делится на церковнослужителей и священнослужителей. Церковнослужители, не имеющие духовного сана, только сослужают, помогают в храме священнослужителям. Это так называемые дьячки, пономари, или причетники, чтецы. Высшей ступенью для церковнослужителя, обычно готовящегося к рукоположению в сан, является ипподиакон. У священнослужителей, при рукоположении воспринявших сан, различаются три степени священства.


1 — диакон,
2 — иерей,
3 — архииерей в богослужебном облачении


4 — архииерей в мантии,
5 — иподиакон,
6 — великосхимник


7 — диакон в рясе,
8 — послушник,
9 — послушница


10 — монахиня,
11 — монах,
12 — дьячок.

Первая степень священства — диаконская. Диакон или дьякон помогает священнику при богослужении, но сам его совершать не может, поскольку на нем нет благодати. Дьяконы могут возводиться в сан протодиакона и архидиакона. В диаконской степени священства могут быть и монахи, называющиеся иеродиаконами и участвующие в богослужении в монастырских храмах.

Вторая степень священства — пресвитерская. В нее входят иереи, или священники (попы), протоиереи, и протопресвитеры. Обладая благодатью, они совершают все богослужения и большинство таинств. Богослужение в монастырских храмах обычно совершают монахи, ру- коположенные в иереи — иеромонахи.

Третья степень священства — архииерейская. В ней находятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. По традиции в русской православной церкви в архиерейскую степень священства возводится только черное духовенство — монахи.

Первой ступенью к монашеству является послушничество. Послушник, исполняющий в монастыре различные послушания (труды), может в любое время покинуть монастырь. В старину послушники назывались бельцами, а послушницы женских монастырей — белицами. Послушник, готовящийся к постриженью в монахи, жалуется в рясу и называется рясофором. После обряда пострижения рясофор становится новоначальным монахом, облачаясь в монашеские одежды. Следующая ступень — малосхимник, прошедший обряд пострижения вторично. И третья, высшая ступень монашества — великосхимник, в просторечьи именуемый просто схимником или схимонахом. В старину все монахи назывались чернецами, а монахини — черницами. Возглавляет монастырскую братию настоятель, игумен. Крупнейшие монастыри возглавляют настоятели, имеющие почетный сан архимандрита..


1 - подрясник
2 - ряса
3 - подризник
4 - риза.

Общей для всего духовенства частью костюма является подрясник. Это длинная, до пят, суженная в талии и расширяющаяся книзу одежда с узкими длинными рукавами с манжетами, распашная, без воротника. Для послушников это единственный вид одежды; они носят подрясники, подпоясав их широким кожаным, или «усменным», поясом. Подрясник — единственный вид повседневного, а иногда и богослужебного облачения для причетников. У послушников и монахов подрясник непременно черный. Монахи под подрясник надевают грубую рубаху — власяницу, а под нее, на тело — параман (параманд), особым образом сплетенную из шерстяных нитей перевязь, крестообразно охватывающую тело; на груди и спине концы перевязи соединяются с четырехугольными «платами» с изображением креста. Это напоминание о железных веригах, которые некогда носились монахами для умерщвления плоти, тяжелых железных досках, крестообразно соединенных цепями. Вне домашней обстановки священнослужители и монахи поверх подрясника носят рясу; ее надевают также рясофоры. Это длинная, до пят, в талию, сильно расширяющаяся книзу двубортная распашная одежда без воротника или с низким воротником-стойкой, с расширяющимися книзу длинными рукавами, закрывающими кисти рук; для удобства их либо подворачивают, либо поддергивают. Ряса застегивается на левую сторону на несколько обтянутых тканью пуговиц у воротника и на талии; полностью она застегивается на крючки. Ряса может иметь по бокам потайные карманы. У монахов ряса черная, у белого духовенства может быть других цветов, но темных.
Старообрядческие монахи по плечам надевают, кроме того, иночество, пелерину.


5 — пояс,
6 — поручи,
7 — епитрахиль,
8 — стихарь.


9 — палица,
10 — набедренник,
11 — саккос,
12—орарь.


13 — мантия,
14 — двойной орарь.

Малосхимники и великосхимники поверх рясы «на выход» для уча- стия в богослужении и в прочих торжественных случаях надевают широкую длинную мантию, закрывающую все тело до пят. Великосхимники под мантию надевают на шею аналав — расшитый белыми нитями длинный широкий кусок ткани. На нем изображается распя- тие с орудиями мучения и сопровождающие его надписи и молитвы. Монахи на голове носят клобук. До середины XVII в. он имел вид мягкого сферического колпака с тремя короткими закругленными лопастями-воскрилиями. В дальнейшем такой клобук сохранили старообрядцы и патриархи. В 1656 г. был принят жесткий цилиндрический клобук, точнее камилавка, невысокий цилиндр без полей, на которую надевалось черное креповое покрывало, намет, с длинными воскрилиями, из которых заднее было значительно шире и длиннее и сшивалось внизу наподобие мешка. В XVIII в. клобук слегка сужи- вался кверху, с конца XVIII в. стал принимать форму правильного цилиндра, но до середины XIX в. еще встречались суживающиеся клобуки. Во второй половине XIX в. клобук стал все чаше немного расширяться кверху. У митрополитов клобук белый. Во второй поло- вине XVIII в. митрополитам, а с 1783 г. и архиепископам в качестве награды стали давать на клобук небольшой бриллиантовый крестик, который в дальнейшем превратился в отличительный знак этих двух санов. У патриархов клобук белый, старинной формы в виде сферического колпака с короткими закругляющимися воскрилиями; на очелье и концах воскрилий патриаршего клобука золотом вышиты серафимы, а на макушке укреплен стоячий бриллиантовый крестик.


15 — омофор,
16 — куколь,
17 — клобук,


18 — митра,
19 — скуфья,
20 — камилавка.


21 — наперсный крест,
22 — кадило,
23 — лестовка.

Великосхимники покрываются глубоким остроконечным капюшоном, кукулем послушания, с длинными, как у обычного монашеского клобука, воскрилиями. Кукуль послушания спереди и по воскрилиям расшит изображениями креста на Голгофе, в окружении орудий страстей Господних, и текстом молитвы Иисусовой. Рясофоры носят только камилавку. Монахини под клобук надевают апостольник - плотный платок, охватывающий голову, плечи, спину, грудь, застегивающийся под подбородком, а спереди на клобуке у них крепится небольшой черный вуаль — наметка, чтобы закрывать лицо при посторонних. Послушницы носят белый апостольник, монахини — черный. Вся одежда монахов — черного цвета.

Послушники, монахи, свяшеннослужители и церковнослужители в повседневном обиходе покрывают голову скуфьей, невысокой черной шапочкой с округлым четырехугольным, сходяшимся ребрами верхом. Для диаконов и священников с 1797 г. в качестве награды дается скуфья из фиолетового бархата; диаконы в храме скуфью надевать не могут, священники же наградную скуфью снимают только в наиболее важные моменты богослужения. Это вторая награда священника после набедренника. Как награда дается священникам и бархатная, фиолетового цвета камилавка, надевающаяся во время богослужения. Такая камилавка является непременной принадлежностью сана протоиерея, а также архидиакона. Высшей наградой священников является митра, обычный богослужебный головной убор архиереев. Это жесткая полусферическая парчовая или металлическая шапка, охваченная сверху двумя полуобручами, между которыми находятся овальные эмалевые иконки; снизу митра также ограничена обручем. Носится она только во время богослужения.

При отправлении богослужения духовенство носит особое облачение. Диаконы надевают поручи — узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками, а на подрясник — стихарь, длинную широкую глухую одежду с отверстием для головы и расширяющимися книзу короткими рукавами. По подолу, на груди и кромкам рукавов нашиваются ленты. Могут быть «пожалованы в стихарь» в качестве награды и причетники; иподиаконы все носят стихари. На левое плечо во время богослужения диакон накладывает орарь — длинную широкую, украшенную крестами, обычно парчовую ленту. Во время богослужения диакон берет Евангелие или совершает другие действия не открытой рукой, но покрыв ее орарем; в определенные моменты богослужения он воздевает конец ораря. В качестве награды диаконам жалуется двойной орарь — более длинный, надевающийся наискось через левое плечо так, что его концы свисают с плеча спереди и сзади. Такой двой- ной орарь носят архидиаконы. Орарь — также принадлежность иподиаконов, но надевается он особым способом, охватывая крест-на- крест грудь и спину, а также талию.

Священники под облачение надевают подризник, покроем подобный стихарю, но с узкими рукавами и прорезями под мышками. Делается он из тонкой белой ткани и по подолу и горловине обшивается лентами. На запястья также надеваются поручи с изображением крестов, а талия опоясывается украшенным крестами широким поясом с завязками сзади. На шею священник надевает епитрахиль, подобную орарю, но вдвое длиннее, сшитую или соединенную на пуговицы. Епитрахиль надевается под пояс. Сверх всех одежд надевается риэа, или фелонь, — длинная широкая одежда без рукавов, с отверстием для головы, закрывающая все тело, но имеющая широкий округлый вырез спереди, ниже груди. Риза на груди и по кромкам обшивается атласными лентами.

С конца XVIII в. в качестве наград белого и черного духовенства были введены набедренник и палица; палицей награждались архиереи, а на- бедренником — игумены и протоиереи. С начала XIX в. набедренник стал одной из низших наград священников, а одной из высших их наград с середины XIX в. была палица. Набедренник представляет собой прямоугольный кусок парчи с изображением креста, носящийся у правого бедра поверх ризы на ленте через плечо. Палица — ромбический кусок парчи с изобржением креста, подвешенный на ленте через плечо и украшенный крестом. Палица надевается также через левое плечо, а набедренник в этом случае висит у левого бедра.

В 1797 г. в качестве награды священников был введен наперсный крест. Это так называемый синодальный крест, восьмиконечный, с изображением распятия, висящий на груди на цепочке из продолговатых звеньев, соединенных двумя мелкими кольцами. Его можно было носить и вне богослужения. С первой трети XIX в. его в качестве награды стали давать также иеромонахам и настоятельницам женских монастырей. Кроме синодальных наградных крестов наградой служили и так называемые кабинетские кресты, жаловавшиеся из Кабинета Его Величества, четырехконечные, украшенные орнаментом и нередко увенчанные императорской короной, на цепи из одинарных колец. Обычно их получали протоиереи. В 1818 г. священникам, находившимся на полях сражений Отечественной войны 1812 г., были даны в качестве награды бронзовые кресты на ленте ордена Св. Владимира, с изображением бронзовой медали в память войны на перекрестье. В 1856 г. такие же кресты на Владимирской ленте, но с иной медалью, были даны священникам, участвовавшим в Крымской войне. С 1884 г. дозволялось носить только один из наградных крестов. С 1896 г. всем иереям и иеромонахам дано право ношения наперсного креста, серебряного восьмиконечного, с изображением распятия, на простой цепочке, завязанной сзади на шее узлом.
Кроме того, с 1808 г. магистрам богословия стали даваться серебряные четырехконечные кресты с концами равной длины, с ликом Спасителя на перекрестье; они носились на короткой цепочке в петлице воротника рясы. В 1814 г. были введены кресты для докторов богословия, золотые, покрытые голубой эмалью, с золотым распятием, носившиеся на груди на длинной золотой цепочке. С 1884 г. серебряные кресты в петлицу рясы стали даваться кандидатам богословия, а магистры в петлице стали носить золотые кресты. В 1885 г. было разрешено ношение крестов аналогичной формы духовным лицам — магистрам и докторам университетов.


24 — дикирий,
25 — трикирий,
26 — посох.


27 — орлец,
28 — рипида,
29 — панагия.

Архиереи вне богослужений и торжественных актов, как монахи, носят подрясники со скуфьями либо рясы с клобуками. При богослужении они облачаются в подризник, епитрахиль, пояс, поручи, но вместо набедренника у них на правом бедре висит палица, а риза заменяется саккосом. Саккос похож на укороченный снизу и в рукавах стихарь, так что из-под него видны подризник и епитрахиль. С боков и на рукавах саккос разрезан, и вдоль разрезов нашиты небольшие бубенцы. По постановлениям собора 1675 г. саккос принадлежал лишь патриарху и митрополитам, а архиепископы и епископы при богослужении надевали, как и священники, фелонь, но с 1705 г. саккос стал принадлежностью богослужебного облачения всех архиереев. На плечах поверх саккоса архиереи носят омофор — широкую украшенную крестами парчовую ленту, охватывающую шею и свисающую с левого плеча спереди и сзади. На голову по постановлению собора 1675 г. архиереи надевали епископскую шапку, сферический колпак с меховым околышем, а патриарх — митру со стоячим бриллиантовым крестиком. В начале XVII! в. право ношения митры с крестом получили все украинские архиереи и даже игумены и великороссийские архимандриты, а в конце XVIII в. митру, но без креста, получили все российские архиереи и в качестве награды ее стали получать знатнейшие протоиереи, крест же стал принадлежностью митр только у митрополитов. Поверх саккоса на груди висят наперсный крест и панагия — небольшой круглый, овальный или ромбический образ Спасителя или Богородицы, украшенный филигранью и драгоценными камнями. Собором 1675 г. архиереям было предоставлено на выбор носить панагию или наперсный крест, но с 1742 г. они носили только панагию. С появлением наградных синодальных и кабинетских крестов, а также крестов докторов богословия у архиереев сочетание панагии и креста стало довольно частым. Панагия служит также наградой для архиереев и у митрополитов на груди иногда можно увидеть две панагии. В некоторых случаях архиереи появляются в мантии — широкой, очень длинной, со шлейфом и скрепленными верхними и нижними углами. По постановлениям собора 1675 г. епископы имели красные мантии, архиепископы зеленые, митрополиты голубые; цвет мантии патриарха зависел от его усмотрения. В верхние и нижние углы пат- риаршей мантии вшивались скрижали, парчовые прямоугольники с изображением креста. Тёмнокрасные скрижали на черные мантии получили и архимандриты некоторых знаменитых монастырей. В начале XVIII в. на скрижалях мантий архимандритов некоторых знаменитых монастырей стали изображаться святые — основатели этих монастырей. Вообще в XVIII в. у некоторых архиереев имело место разнообразие мантий, дарившихся им монархами, вплоть до фиолетовых мантий с красными скрижалями. С начала XIX в. установилось единообразие мантий и скрижалей. На груди и внизу, у углов, в мантию вшиваются парчовые скрижали — вставки прямоугольной формы с изображениями крестов или святых в орнаменте. На груди, подоле и посередине тела на мантию нашиваются двойные атласные ленты — струи или истоки. Поверх мантии на шею, а вне богослужения в торжественных случаях и поверх саккоса надевается более короткий омофор, и концы его свисают на грудь.

В знак пастырской власти священникам, настоятелям монастырей и архиереям принадлежит посох. Священнический посох представляет собой простую высокую трость с набалдашником. У игуменов посох завершается небольшой перекладиной. Архиерейский посох завершается перекладиной в виде двух переплетающихся змей с поднятыми и направленными навстречу друг другу головами, между которыми утвержден небольшой крест. В торжественных случаях рукоять архиерейского посоха украшается сулоком, куском парчи с бахромой, украшенным крестами, с двумя лентами, на которых также изображены кресты.




Источник информации:
Беловинский Л.В.
История русской материальной культуры.
— М.: Вузовская книга, 2003. — 424 с: ил.