
Священные предметы и сосуды
Храм — специально устроенное здание для совершения богослужения;
в православии храмы именуются также церквами. Главный храм
города называется собором; если у каждого храма (кроме монастырских)
есть свой приход, свой круг паствы, то собор собирает молящихся со
всего города, не имея особого прихода. В больших городах могло быть
несколько соборов. Поскольку крупные города являлись (и сейчас
являются) центрами епархий — церковно-административных округов,
возглавляемых архиереями, то местный собор (или один из соборов)
имел значение кафедрального, и торжественные богослужения в нем
проводил сам епархиальный архиерей. Среди построек религиозного
назначения выделяются также часовни и молельни.
Часовня, как это следует из самого названия, предназначена для особого вида
богослужения — часов; точнее, в ней можно совершать все виды богослужения,
кроме литургии, поскольку в часовне нет престола. Молельня же
обычно — специальное помещение в жилом или общественном здании
для индивидуальной молитвы верующих, также не имеющее престола.
Отличие храма от часовни или молельни в наличии престола,
на котором совершается литургия.

План храма.
Не углубляясь в особенности русской храмовой архитектуры,
которая, развиваясь, постоянно видоизменялась на протяжении веков,
отметим только некоторые ее черты, отличающие внешне православные храмы
от католических и протестантских. Храмовые постройки
были переняты христианским миром у языческого Рима. На Западе
использовалась базилика — удлиненная постройка из трех-пяти продольных
кораблей-нефов, перекрытых сводами. На Русь из бывших
провинций Римской империи, точнее из византийских малоазиатских
провинций, пришел храм с центрической организацией пространства
из вэаимнопересекающихся трех продольных и трех поперечных кораблей,
в результате чего храм перекрывается особыми крестовыми сводами.
Он так и называется — крестово-купольный храм. В дальнейшем
использовались и иные типы сводов, но центрическая организация
храма сохранялась столетиями. В XVII в. к храмам стали пристраивать
с запада удлиненный объем — трапезную, что увеличивало их
вместимость. Примерно тогда же появилась колокольня, примыкающая
с запада к трапезной. С востока к храму примыкают полукруглые
абсиды, где размещается алтарь. Возле входа к храму может
примыкать открытая или крытая возвышенная площадка — паперть. С нее
двери ведут в притвор — самую западную часть храма, его преддверие;
нередко притвор располагается под колокольней. В притворе могут
совершаться литии, служиться сорокоусты, совершаться крещение.
В притворе стоит невысокий стол с распятием и подсвечником —
канунник. Перед ним совершаются панихиды и другие подобные
богослужения.
В восточной части храма, перед иконостасом, отделяющим алтарь,
находится невысокое возвышение в одну-две ступени — солея,
занимающая все пространство от стены до стены. По краям ее, у стен,
невысокими перилами отгорожены клиросы, где во время богослужения находится хор.
В центре солеи, напротив царских врат — небольшой, обычно
полукруглый выступ — амвон. При богослужении на нем находятся
священник и диакон, а на его ступенях — причетники. С амвона про-
износятся ектеньи, читаются Евангелие и проповеди. Перед амвоном
стоит узкий высокий столик с покатой столешницей — аналой, или
налой, на котором лежит праздничная икона, посвященная данному
дню. Такие аналои могут находиться в других частях храма; на них для
удобства кладут богослужебные книги. Над амвоном, примерно по-
середине храма висит паникадило — большой светильник со множеством
свечей (лампад), зажигаемых в торжественные моменты богослужения.
Перед наиболее чтимыми иконами в храме стоят большие
подсвечники — кандила. Если в кандиле находится от 7 до 12 свечей,
он называется поликандило, если больше — паникадило.
Обычно посреди кандила стоит большая свеча в виде пустотелого стеклянного,
фарфорового или металлического цилиндра, наверху которого помещена
лампада с маслом; в некоторые дни оно употребляется для елеопомаэания
на всенощной. По краям у клиросов укреплены хоругви —
фигурные металлические или парчовые полотнища с двумя языками;
на них изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых; их древки
увенчаны крестами. Хоругви используются при крестных ходах и в
некоторых других случаях.
В крупных соборах или в монастырях, где покоятся мощи святых,
недалеко от иконостаса, но в доступном для верующих месте
установлена рака — монументальный продолговатый ларец, роскошно
отделанный, нередко серебряный, куда помещен гроб с мощами. Рака
стоит на возвышении, под орнаментальным металлическим балдахином
и закрывается металлической же, серебряной или златокованой
ризой с открытым или закрытым ликом святого и открытой его рукой
для целования. Если мощи лежат под спудом, то есть закрытые,
поверх раки находится живописное или живописно-металлическое
изображение святого, накрытое покровом из парчи, или бархата.

Иконостас.
Основную часть храма от алтаря отделяет иконостас — более или
менее высокая перегородка из нескольких рядов икон. В русской пра-
вославной церкви к XV в. сложился высокий иконостас из пяти ря-
дов икон, называемых чинами. Иконы устанавливаются
на горизонтальных брусьях — тяблах. Иконостас прорезан тремя дверями.
Центральные, ведущие в алтарь к престолу, называются царскими вратами.
Они не до верха закрыты двумя створками, на которых изобра-
жена в верхней части сцена Благовещения, а ниже — четыре Еванге-
листа или их символы. Левые, северные двери ведут к жертвеннику;
по канонам на них изображен архангел Михаил, Архистратиг, пред-
водитель небесного воинства. Правые, южные двери ведут в дьяконник
или ризницу; по канону на них должен быть изображен кто-либо
из святых диаконов, например, архидиакон Стефан. Эти двери про-
резаны в самом нижнем чине, называемом местным, так как в нем
около царских врат стоит местная икона, одноименная самому храму.
Здесь же непременно находятся иконы Спасителя и Богородицы. Остальные
иконы местного чина могут быть любыми.
Над царскими вратами расположена икона Тайная Вечеря. Она как
бы является частью второго чина. Вторым же может быть чин праздничный,
с иконами, посвященными церковным праздникам, которых должно
быть не менее двенадцати, по числу великих праздников,
либо чин деисусиый. «Деисус» по-гречески означает моление.
В центре чина находится изображение Спаса Вседержителя, Судии, а по
сторонам в позах моления ему предстоят Богородица, Иоанн Предтеча,
архангелы Михаил и Гавриил и апостолы. Третий чин — пророческий.
Обычно в центре его находится икона София — Премудрость
Божия, а по сторонам со свитками в руках — пророки. Самый верхний,
пятый чин — праотеческий. В центре его икона Троицы
Новозаветной или Отечество, а по сторонам ее — изображения праотцов.
Венчает иконостас распятие.
В XVIII в. в связи с европеизацией русской культуры иконостасы
на западный манер стали понижаться, иногда включая, и то в
усеченном виде, всего два чина — местный и деисусный.
Царские врата кроме створок прикрываются еще и алтарной завесой — тканью,
скользящей на кольцах по металлическому пруту со стороны алтаря.
Во время богослужения, в зависимости от его вида, в
определенные моменты она то открывается полностью, то наполовину,
то закрывается. Закрывается завеса на богослужениях печальных,
покаянных — малой вечерне, повечерии, полунощнице и так далее,
а открывается на богослужениях радостных, торжественных: утрене,
литургии, причем на литургии преждеосвященных даров она открыта
наполовину.
В ризнице, называемой также сосудохранительиицей, хранятся
необходимое церковное имущество, богослужебные книги и т.д.;
здесь переодевается в богослужебное облачение духовенство. Из
имущества здесь хранятся, например, кропильница — сосуд для святой
воды, куда погружается кропило, имеющее вид небольшого веничка
или кисти, которым при обрядах и богослужении диаконы окропляют
верующих или предметы святой водой, погружая его в кропильницу;
кадило или кадильница — металлический сосуд с крышкой,
подвешенный на соединенных вверху цепочках; в него помещают угли и
крупицы ладана на них, и когда диакон при каждении помахивает кадилом,
в отверстия его нижней части поступает воздух, угли разгораются и
ладан источает благовонный дым; кадило может иметь форму мини-
атюрного храма или храмовой главы. Старообрядцы вместо кадила
используют кацею — продолговатую открытую или закрытую чашечку
на деревянной ручке. Старообрядцами используется при богослуже-
нии также особый предмет — кандия, медная чаша на ножке с поддо-
ном; в первый день Пасхи при чтении Евангелия в нее мерно ударяют
небольшим железным язычком.

Престол в срачице.

Престол.

Жертвенник.
За иконостасом, в восточной части храма, в абсидах — трех или бо- лее полукруглых пристройках, находится алтарь — «жертвенное место», священная часть храма. В алтаре расположены престол, жертвенник, горнее место; здесь хранятся некоторые священные сосуды и предметы и совершается основная часть богослужений. Вход в алтарь женщинам запрещен. На случай, если в храме в один день служится две литургии, в южной части абсиды устроен второй престол, отделенный от централь- ного стеной и именующийся приделом или параекклесией; дьяконник в этом случае переносится в северную абсиду, а жертвенник ставится в центральной части, близ главного престола.

1 - Дискос
2 - Звездица
3- Ковш для причастия.

1 - Потир
2 - Лжица
3 - Копие
Обычно жертвенник — квадратный стол, на котором совершается проскомидия, стоит в северной части алтаря, у стены. На нем находятся священные сосуды — дискос и потир. Дискос — плоское круглое блюдо на ножке с поддоном; на нем изображен Иисус Христос. На дискос и помещаются просфоры, а чтобы они не сдвинулись, сверху на него ставят эвездицу — две небольших металлических дуги, пересекающихся между собой и скрепленных вверху винтом. Она сим- волизирует Вифлеемскую звезду, явившуюся при рождении Христа.

Воздух.

Покровец.
На звездицу сверху накидывается покров — крестообразный
или прямоугольный кусок ткани, расшитый изображениями креста, херувимов,
украшенный бахромой и кистями; он символизирует то пространство,
в котором появилась Вифлеемская звезда. Таким же покровом
накрывается и потир — глубокая металлическая чеканная чаша
со священными изображениями, на ножке с поддоном. Сверху дискос и
потир накрываются большим покровом, или воздухом, на котором
изображена сцена Положения во гроб. Покровы и воздух также
символизируют пелены, которыми было повито тело Христа при рождении
и положении во гроб. При совершении проскомидии употребляется
также копие — небольшой ромбический нож на длинном черенке,
напоминающий копье, которым римский воин пронзил бок Иисуса
Христа. Здесь же находится лжица — небольшая ложечка с длинным
тонким черенком, увенчанным, как и копие, крестом; она употребляется
при причастии. На престоле лежит также губка для оттирания
сосудов, напоминающая о той губке, пропитанной уксусом, которую
поднесли распятому Христу, чтобы усугубить его мучения. Здесь и
корчик, небольшой ковшик с ручкой, увенчанной крестом, для
вливания воды и вина в потир и вынесения причастия.
В алтаре также хранится плащаница — большой льняной или
шелковый платок с изображением тела Иисуса Христа в натуральную
величину в том виде, в каком оно было снято с креста и положено во
гроб. В Великую пятницу плащаница при особом обряде выносится
на середину храма для поклонения и находится там до пасхальной
полунощницы. В алтаре же хранится выносная икона на длинном
древке и большой застекленный, увенчанный крестом фонарь на длинной
рукояти, символизирующий Вифлеемскую звезду; они используются
при крестных ходах.
В средней части алтаря, напротив царских врат находится престол,
имеющий форму квадратного стола. При освящении храма он облекается
в одежды: нижнюю, или срачицу, из белого полотна, и верхнюю,
индитию, также светлую, чаше всего парчовую, украшенную бахромой
и кистями, расшитую по углам изображениями серафимов, а по бокам —
крестами; индития символизирует Славу Божию, а срачица — пелены,
которыми было повито тело Христа. По кромкам индития обшита серебряными
с кистями веревками и завязывается завязками, что символизирует
узы Христа, схваченного солдатами.

Дарохранительница.

Дароносица

Напрестольный крест
Под престолом в небольшом углублении в полу при освящении
храма помешается ковчежец — небольшой ларец с частицами
священных мощей. Над престолом высится киворий или сень
— большой балдахин в виде шатра, увенчанный крестом. Под киворием над
престолом висит изображение Святого Духа в виде серебряного голубя.
На престоле находятся антиминс, дарохранительница, дароносица, напрестольные
крест и Евангелие и мирница. Антиминс, или вместопрестолие,
— это большой шелковый или льняной платок. В средней его части изображена
сцена Положения во Гроб, сверху и снизу —
тексты молитвы и свидетельство об освяшении храма, слева и справа —
орудия страстей Господних, а в углах, на пересечении каемок — еван-
гелисты. В антиминс вшивается частица мощей какого-либо святого.
Литургия совершается только на антиминсе. Для сохранности антиминс
заворачивается в другой шелковый платок — илитон,
символизирующий плат (сударь), которым была повита глава Иисуса Христа
при положении во гроб. Напрестольное Евангелие, используемое во
время богослужения, — большое, в ценном металлическом переплете
с изображениями евангелистов. Обычно богато украшен и золотой
напрестольный крест, лежащий или поставленный на небольшой ножке
с поддоном. Дарохранительница — это священный ковчег (ящик) в
форме маленького храма, увенчанного крестом; в ней хранятся Свя-
тые Дары для причащения больных, либо для совершения литургии
преждеосвященных Даров. Касаться ее могут только священник и
диакон. Делается она из золота, серебра, в крайнем случае из олова.
Дароносица — маленький ковчежец, в котором переносятся Святые
Дары для причащения на дому больных или умирающих. При перенесении
она помещается в особую сумку, шелковую или бархатную, с
нашитым спереди крестом, и вешается на ленте на шею священника,
идущего только в сопровождении причетника. В дароносице находятся
миниатюрные потир, лжица, копие, губка.
Особые священные предметы используются дополнительно при
архиерейском богослужении. Прежде всего это дикирий и трикирий —
подсвечники с двумя и тремя свечами, сходящимися концами или даже
перекрещивающимися. Они символизируют двойственную, богочеловеческую
природу Христа и Св. Троицу. При богослужении
архиерей стоит на орлецах — небольшом овальном коврике
с изображением города и парящего над ним орла, символе горнего,
возвышенного парения духа. Святые дары при архиерейском богослужении
осеняются рипидами — укрепленными на длинных тростях дисками с
изображением серафимов и сияния вокруг.
За престолом стоят семисвечник — большой высокий подсвечник с
семью рожками для свечей, расположенными в одной плоскости, а
за ним — большой запрестольный крест на подставке. На восточной
стене в алтаре находится большая икона или фреска, изображающая
Иисуса Христа, Богородицу или какое-нибудь важное событие, в
память которого освящен храм. Это запрестольный образ. Под ним
может располагаться фресковое изображение таинства Евхаристии при
участии Иисуса Христа и апостолов. А внизу, на уровне пола — воз-
вышенное горнее место с креслами для архиерея и священников,
присутствующих или участвующих в богослужении.
Православное духовенство обладает характерным обликом, отли-
чающим его от мирян, а также духовных лиц иных вероисповеданий.
Этот облик формируется преимущественно одеждой особого покроя —
облачением. Эта одежда чрезвычайно разнообразна и
составляет несколько комплектов: для повседневного ношения и для богослужения,
для причетников, диаконов, иереев, архиереев, а также для монашества.
Однако прежде, чем изучать облачение, следует усвоить структуру духовенства.
Православное духовенство делится на черное, монашествующее, и
белое, служащее в храмах. В свою очередь белое духовенство делится
на церковнослужителей и священнослужителей. Церковнослужители,
не имеющие духовного сана, только сослужают, помогают в храме
священнослужителям. Это так называемые дьячки, пономари, или причетники, чтецы.
Высшей ступенью для церковнослужителя, обычно
готовящегося к рукоположению в сан, является ипподиакон.
У священнослужителей, при рукоположении воспринявших сан, различаются три степени священства.

1 — диакон,
2 — иерей,
3 — архииерей в богослужебном облачении

4 — архииерей в мантии,
5 — иподиакон,
6 — великосхимник

7 — диакон в рясе,
8 — послушник,
9 — послушница

10 — монахиня,
11 — монах,
12 — дьячок.
Первая степень священства — диаконская. Диакон или дьякон помогает
священнику при богослужении, но сам его совершать не может,
поскольку на нем нет благодати. Дьяконы могут возводиться в
сан протодиакона и архидиакона. В диаконской степени священства
могут быть и монахи, называющиеся иеродиаконами и участвующие в
богослужении в монастырских храмах.
Вторая степень священства — пресвитерская. В нее входят иереи,
или священники (попы), протоиереи, и протопресвитеры.
Обладая благодатью, они совершают все богослужения и большинство таинств.
Богослужение в монастырских храмах обычно совершают монахи, ру-
коположенные в иереи — иеромонахи.
Третья степень священства — архииерейская. В ней находятся епископы, архиепископы,
митрополиты и патриархи. По традиции в русской
православной церкви в архиерейскую степень священства возводится
только черное духовенство — монахи.
Первой ступенью к монашеству является послушничество. Послушник,
исполняющий в монастыре различные послушания (труды), может
в любое время покинуть монастырь. В старину послушники назывались
бельцами, а послушницы женских монастырей — белицами.
Послушник, готовящийся к постриженью в монахи, жалуется в рясу
и называется рясофором. После обряда пострижения рясофор
становится новоначальным монахом, облачаясь в монашеские одежды.
Следующая ступень — малосхимник, прошедший обряд пострижения
вторично. И третья, высшая ступень монашества — великосхимник, в
просторечьи именуемый просто схимником или схимонахом.
В старину все монахи назывались чернецами, а монахини — черницами.
Возглавляет монастырскую братию настоятель, игумен.
Крупнейшие монастыри возглавляют настоятели, имеющие почетный сан
архимандрита..

1 - подрясник
2 - ряса
3 - подризник
4 - риза.
Общей для всего духовенства частью костюма является подрясник.
Это длинная, до пят, суженная в талии и расширяющаяся книзу одежда
с узкими длинными рукавами с манжетами, распашная, без воротника.
Для послушников это единственный вид одежды; они носят подрясники,
подпоясав их широким кожаным, или «усменным», поясом.
Подрясник — единственный вид повседневного, а иногда и богослужебного
облачения для причетников. У послушников и монахов подрясник
непременно черный. Монахи под подрясник надевают грубую рубаху —
власяницу, а под нее, на тело — параман (параманд), особым образом
сплетенную из шерстяных нитей перевязь, крестообразно охватывающую
тело; на груди и спине концы перевязи соединяются с четырехугольными
«платами» с изображением креста. Это напоминание о железных веригах,
которые некогда носились монахами для умерщвления плоти,
тяжелых железных досках, крестообразно соединенных цепями.
Вне домашней обстановки священнослужители и монахи поверх
подрясника носят рясу; ее надевают также рясофоры. Это длинная,
до пят, в талию, сильно расширяющаяся книзу двубортная распашная
одежда без воротника или с низким воротником-стойкой, с
расширяющимися книзу длинными рукавами, закрывающими кисти рук;
для удобства их либо подворачивают, либо поддергивают. Ряса
застегивается на левую сторону на несколько обтянутых тканью пуговиц
у воротника и на талии; полностью она застегивается на крючки. Ряса
может иметь по бокам потайные карманы. У монахов ряса черная, у
белого духовенства может быть других цветов, но темных.
Старообрядческие монахи по плечам надевают, кроме того, иночество, пелерину.

5 — пояс,
6 — поручи,
7 — епитрахиль,
8 — стихарь.

9 — палица,
10 — набедренник,
11 — саккос,
12—орарь.

13 — мантия,
14 — двойной орарь.
Малосхимники и великосхимники поверх рясы «на выход» для уча- стия в богослужении и в прочих торжественных случаях надевают широкую длинную мантию, закрывающую все тело до пят. Великосхимники под мантию надевают на шею аналав — расшитый белыми нитями длинный широкий кусок ткани. На нем изображается распя- тие с орудиями мучения и сопровождающие его надписи и молитвы. Монахи на голове носят клобук. До середины XVII в. он имел вид мягкого сферического колпака с тремя короткими закругленными лопастями-воскрилиями. В дальнейшем такой клобук сохранили старообрядцы и патриархи. В 1656 г. был принят жесткий цилиндрический клобук, точнее камилавка, невысокий цилиндр без полей, на которую надевалось черное креповое покрывало, намет, с длинными воскрилиями, из которых заднее было значительно шире и длиннее и сшивалось внизу наподобие мешка. В XVIII в. клобук слегка сужи- вался кверху, с конца XVIII в. стал принимать форму правильного цилиндра, но до середины XIX в. еще встречались суживающиеся клобуки. Во второй половине XIX в. клобук стал все чаше немного расширяться кверху. У митрополитов клобук белый. Во второй поло- вине XVIII в. митрополитам, а с 1783 г. и архиепископам в качестве награды стали давать на клобук небольшой бриллиантовый крестик, который в дальнейшем превратился в отличительный знак этих двух санов. У патриархов клобук белый, старинной формы в виде сферического колпака с короткими закругляющимися воскрилиями; на очелье и концах воскрилий патриаршего клобука золотом вышиты серафимы, а на макушке укреплен стоячий бриллиантовый крестик.

15 — омофор,
16 — куколь,
17 — клобук,

18 — митра,
19 — скуфья,
20 — камилавка.

21 — наперсный крест,
22 — кадило,
23 — лестовка.
Великосхимники покрываются глубоким остроконечным капюшоном,
кукулем послушания, с длинными, как у обычного монашеского
клобука, воскрилиями. Кукуль послушания спереди и по воскрилиям
расшит изображениями креста на Голгофе, в окружении орудий страстей
Господних, и текстом молитвы Иисусовой. Рясофоры носят только камилавку.
Монахини под клобук надевают апостольник - плотный
платок, охватывающий голову, плечи, спину, грудь, застегивающийся
под подбородком, а спереди на клобуке у них крепится небольшой
черный вуаль — наметка, чтобы закрывать лицо при посторонних.
Послушницы носят белый апостольник, монахини — черный. Вся
одежда монахов — черного цвета.
Послушники, монахи, свяшеннослужители и церковнослужители
в повседневном обиходе покрывают голову скуфьей, невысокой
черной шапочкой с округлым четырехугольным, сходяшимся ребрами
верхом. Для диаконов и священников с 1797 г. в качестве награды
дается скуфья из фиолетового бархата; диаконы в храме скуфью
надевать не могут, священники же наградную скуфью снимают только в
наиболее важные моменты богослужения. Это вторая награда
священника после набедренника. Как награда дается священникам и
бархатная, фиолетового цвета камилавка, надевающаяся во время
богослужения. Такая камилавка является непременной принадлежностью сана
протоиерея, а также архидиакона. Высшей наградой священников
является митра, обычный богослужебный головной убор архиереев.
Это жесткая полусферическая парчовая или металлическая шапка,
охваченная сверху двумя полуобручами, между которыми находятся
овальные эмалевые иконки; снизу митра также ограничена обручем.
Носится она только во время богослужения.
При отправлении богослужения духовенство носит особое облачение. Диаконы
надевают поручи — узкие нарукавники, стягивающиеся
шнурками, а на подрясник — стихарь, длинную широкую глухую
одежду с отверстием для головы и расширяющимися книзу короткими
рукавами. По подолу, на груди и кромкам рукавов нашиваются
ленты. Могут быть «пожалованы в стихарь» в качестве награды и
причетники; иподиаконы все носят стихари. На левое плечо во время
богослужения диакон накладывает орарь — длинную широкую,
украшенную крестами, обычно парчовую ленту. Во время богослужения
диакон берет Евангелие или совершает другие действия не открытой
рукой, но покрыв ее орарем; в определенные моменты богослужения
он воздевает конец ораря. В качестве награды диаконам жалуется
двойной орарь — более длинный, надевающийся наискось через левое
плечо так, что его концы свисают с плеча спереди и сзади. Такой двой-
ной орарь носят архидиаконы. Орарь — также принадлежность иподиаконов,
но надевается он особым способом, охватывая крест-на-
крест грудь и спину, а также талию.
Священники под облачение надевают подризник, покроем подобный
стихарю, но с узкими рукавами и прорезями под мышками. Делается он
из тонкой белой ткани и по подолу и горловине обшивается
лентами. На запястья также надеваются поручи с изображением крестов,
а талия опоясывается украшенным крестами широким поясом
с завязками сзади. На шею священник надевает епитрахиль,
подобную орарю, но вдвое длиннее, сшитую или соединенную на пуговицы.
Епитрахиль надевается под пояс. Сверх всех одежд надевается
риэа, или фелонь, — длинная широкая одежда без рукавов, с отверстием
для головы, закрывающая все тело, но имеющая широкий округлый
вырез спереди, ниже груди. Риза на груди и по кромкам обшивается атласными лентами.
С конца XVIII в. в качестве наград белого и черного духовенства были
введены набедренник и палица; палицей награждались архиереи, а на-
бедренником — игумены и протоиереи. С начала XIX в. набедренник стал
одной из низших наград священников, а одной из высших их наград с
середины XIX в. была палица. Набедренник представляет собой
прямоугольный кусок парчи с изображением креста, носящийся у правого бедра
поверх ризы на ленте через плечо. Палица — ромбический кусок парчи
с изобржением креста, подвешенный на ленте через плечо и украшенный крестом.
Палица надевается также через левое плечо, а набедренник в этом случае висит у левого бедра.
В 1797 г. в качестве награды священников был введен наперсный крест.
Это так называемый синодальный крест, восьмиконечный, с
изображением распятия, висящий на груди на цепочке из продолговатых
звеньев, соединенных двумя мелкими кольцами. Его можно
было носить и вне богослужения. С первой трети XIX в. его в качестве
награды стали давать также иеромонахам и настоятельницам женских
монастырей. Кроме синодальных наградных крестов наградой
служили и так называемые кабинетские кресты, жаловавшиеся из Кабинета
Его Величества, четырехконечные, украшенные орнаментом
и нередко увенчанные императорской короной, на цепи из одинарных
колец. Обычно их получали протоиереи. В 1818 г. священникам,
находившимся на полях сражений Отечественной войны 1812 г., были
даны в качестве награды бронзовые кресты на ленте ордена Св. Владимира,
с изображением бронзовой медали в память войны на перекрестье.
В 1856 г. такие же кресты на Владимирской ленте, но с иной
медалью, были даны священникам, участвовавшим в Крымской войне.
С 1884 г. дозволялось носить только один из наградных крестов. С
1896 г. всем иереям и иеромонахам дано право ношения наперсного
креста, серебряного восьмиконечного, с изображением распятия, на
простой цепочке, завязанной сзади на шее узлом.
Кроме того, с 1808 г. магистрам богословия стали даваться серебряные
четырехконечные кресты с концами равной длины, с ликом
Спасителя на перекрестье; они носились на короткой цепочке в петлице
воротника рясы. В 1814 г. были введены кресты для докторов
богословия, золотые, покрытые голубой эмалью, с золотым распятием,
носившиеся на груди на длинной золотой цепочке. С 1884 г.
серебряные кресты в петлицу рясы стали даваться кандидатам богословия,
а магистры в петлице стали носить золотые кресты. В 1885 г.
было разрешено ношение крестов аналогичной формы духовным
лицам — магистрам и докторам университетов.

24 — дикирий,
25 — трикирий,
26 — посох.

27 — орлец,
28 — рипида,
29 — панагия.
Архиереи вне богослужений и торжественных актов, как монахи,
носят подрясники со скуфьями либо рясы с клобуками. При богослужении
они облачаются в подризник, епитрахиль, пояс, поручи, но вместо
набедренника у них на правом бедре висит палица, а риза заменяется
саккосом. Саккос похож на укороченный снизу и в рукавах стихарь,
так что из-под него видны подризник и епитрахиль. С боков и на рукавах саккос
разрезан, и вдоль разрезов нашиты небольшие бубенцы. По
постановлениям собора 1675 г. саккос принадлежал лишь патриарху и
митрополитам, а архиепископы и епископы при богослужении надевали,
как и священники, фелонь, но с 1705 г. саккос стал принадлежностью
богослужебного облачения всех архиереев. На плечах поверх саккоса
архиереи носят омофор — широкую украшенную крестами парчовую
ленту, охватывающую шею и свисающую с левого плеча спереди и сзади. На
голову по постановлению собора 1675 г. архиереи надевали епископскую шапку,
сферический колпак с меховым околышем, а патриарх — митру
со стоячим бриллиантовым крестиком. В начале XVII! в. право ношения митры
с крестом получили все украинские архиереи и даже игумены и великороссийские
архимандриты, а в конце XVIII в. митру, но без
креста, получили все российские архиереи и в качестве награды ее стали
получать знатнейшие протоиереи, крест же стал принадлежностью
митр только у митрополитов. Поверх саккоса на груди висят наперсный
крест и панагия — небольшой круглый, овальный или ромбический
образ Спасителя или Богородицы, украшенный филигранью и драгоценными
камнями. Собором 1675 г. архиереям было предоставлено на выбор
носить панагию или наперсный крест, но с 1742 г. они носили только
панагию. С появлением наградных синодальных и кабинетских крестов,
а также крестов докторов богословия у архиереев сочетание панагии и
креста стало довольно частым. Панагия служит также наградой для
архиереев и у митрополитов на груди иногда можно увидеть две панагии.
В некоторых случаях архиереи появляются в мантии — широкой,
очень длинной, со шлейфом и скрепленными верхними и нижними
углами. По постановлениям собора 1675 г. епископы имели красные
мантии, архиепископы зеленые, митрополиты голубые; цвет мантии
патриарха зависел от его усмотрения. В верхние и нижние углы пат-
риаршей мантии вшивались скрижали, парчовые прямоугольники с
изображением креста. Тёмнокрасные скрижали на черные мантии
получили и архимандриты некоторых знаменитых монастырей. В начале XVIII в.
на скрижалях мантий архимандритов некоторых знаменитых монастырей
стали изображаться святые — основатели этих монастырей. Вообще
в XVIII в. у некоторых архиереев имело место
разнообразие мантий, дарившихся им монархами, вплоть до фиолетовых
мантий с красными скрижалями. С начала XIX в. установилось
единообразие мантий и скрижалей. На груди и внизу, у углов, в
мантию вшиваются парчовые скрижали — вставки прямоугольной формы
с изображениями крестов или святых в орнаменте. На груди, подоле
и посередине тела на мантию нашиваются двойные атласные ленты —
струи или истоки. Поверх мантии на шею, а вне
богослужения в торжественных случаях и поверх саккоса надевается более
короткий омофор, и концы его свисают на грудь.
В знак пастырской власти священникам, настоятелям монастырей
и архиереям принадлежит посох. Священнический посох представляет
собой простую высокую трость с набалдашником. У игуменов посох
завершается небольшой перекладиной. Архиерейский посох завершается
перекладиной в виде двух переплетающихся змей с поднятыми и
направленными навстречу друг другу головами, между которыми
утвержден небольшой крест. В торжественных случаях рукоять архиерейского
посоха украшается сулоком, куском парчи с бахромой,
украшенным крестами, с двумя лентами, на которых также изображены кресты.

Источник информации:
Беловинский Л.В.
История русской материальной культуры.
— М.: Вузовская книга, 2003. — 424 с: ил.