ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ КРОЯ
БОРЫ́
— сборки на многих видах женской и мужской одежды, преимущественно на верхней и нагрудной, сшитой с отрезной по талии или в области лопаток спинкой. В некоторых видах одежды, например на душегрейках, шугаях, боры закладывались с подкладкой и куделью, проложенной для тепла, образуя плотные трубки. Боры располагались сзади вниз от талии или шли вокруг талии, расширяя нижнюю часть одежды.

ВЕ́РХНЯЯ ОДЕ́ЖДА
— одежда, надевавшаяся при выходе на улицу в холодное время года поверх горничной одежды.

ГЛУХА́Я ОДЕ́ЖДА
— одежда, надевавшаяся через голову, не имевшая переднего разреза.

ГО́РНИЧНАЯ ОДЕ́ЖДА
— одежда, использовавшаяся в помещении и на улице в теплую погоду.

ЛА́СТОВИЦА
— кусок ткани ромбовидной или квадратной формы, вшивавшийся под рукав, между рукавом и боковой частью рубахи. Ластовица давала большую свободу руке.

НАГРУ́ДНАЯ ОДЕ́ЖДА
— одежда, прикрывавшая верхнюю часть тела человека, достигавшая талии или середины бедра. Она надевалась обычно поверх рубахи, использовалась для ношения в помещении и на улице.

ПОЛИ́К
— плечевая вставка, соединявшая переднее, заднее полотнище рубахи и рукав. Полики были прямоугольной формы — «прямые полики» и трапециевидной — «косые полики». Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более широкой и удобной для работы.

ПОЯСНА́Я ОДЕ́ЖДА
— одежда, закрывавшая нижнюю часть тела человека, закреплявшаяся на талии.

РАСПАШНА́Я ОДЕ́ЖДА
— одежда с разрезом спереди и полами, запахивавшимися или застегивавшимися на крючки, пуговицы.

ТУНИКООБРАЗНА́Я ОДЕ́ЖДА
— одежда, сшитая из полотнища ткани, перегнутого по утку пополам, с воротом, вырезанным на сгибе. С боков ткань сшивалась таким образом, что оставались несшитыми проймы для рукавов или рук. В случае, если ткань была узкой, к боковым сторонам основного полотнища пришивались дополнительные полотнища ткани, так называемые бочки. Туникообразная одежда могла быть как глухой, так и распашной.

ХАЛАТООБРАЗНА́Я ОДЕ́ЖДА
— широкая, распашная одежда с прямой спинкой и прямыми полами, а также со вставленными боковыми продольными клиньями, иногда сильно расширяющими нижнюю часть одежды. Обычно эта одежда была однобортной, запахивающейся, без застежек.

ХВА́ЛДЫ (ФА́ЛДЫ)
— клинья, вшитые от талии в нижнюю часть верхней одежды, выкроенной с цельной спинкой.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЫШИВКИ И ТКАЧЕСТВА.
НАЗВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТКАЦКИХ СТАНКОВ
БРА́ЛЬНИЦЫ
— деталь ручного ткацкого стана — плоские длинные дощечки, с помощью которых набиралось по счету определенное количество нитей основы для образования дополнительного зева.
В зев пропускалась уточная нить, создающая узор. Бральниц было обычно две: одной набирались нити основы, другая прокладывалась в них.

БЕРДЕЧО́К
— приспособление в виде деревянной дощечки с прорезями для изготовления поясов.

БРА́НОЕ ТКАНЬЁ
— прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на двух или четырех ремизках с использованием бральниц. При этом применяются два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим — узор.

ГЛАДЬ
— прием вышивки иглой, при котором стежки ложатся вплотную друг к другу параллельными рядами. Рисунок создается постепенным изменением длины стежка.
Гладь бывает односторонняя, т.е. такая, при которой узор заполнялся только с лицевой стороны, и двусторонняя, при которой узор заполнялся как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

ЗАКЛАДНО́Е ТКАНЬЁ
— прием изготовления тканей на ручном ткацком стане.
При этом способе тканья используются две ремизки, уточная нить укладывается по отдельным участкам ткани, а не пропускается во всю ширину. Каждый мотив орнамента прокладывается своим цветным утком. Уточная нить поворачивается на границе мотива. Благодаря этому на стыке двух мотивов образуются небольшие вертикальные зазоры. В некоторых районах распространения закладного тканья зазоров не делается. Нити одного цвета сплетаются с нитями другого цвета, образуя на границах разноцветных мотивов вертикальные выпуклости.

ЗЕВ
— термин, применяющийся в ткачестве. Зев образуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускается уточная нить. Переплетение нитей основы и утка образует ткань.

КРО́СНА — ткацкии станок.

МЕРЕ́ЖКА
— технический прием вышивки по разреженной ткани. Мережка выполняется путем перевивания иглой нитей основы или нитей утка, оставшихся после выдергивания из ткани нитей. Мережка делалась обычно узкой, не шире 5 см.

МНОГОРЕМИ́ЗНОЕ ТКАНЬЁ
— прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на нескольких ремизках (от трех до двадцати четырех), благодаря этому на ткани образуется двусторонний узор с негативным изображением на изнаночной стороне.

НАБО́Р
— прием вышивки иглой по цельной ткани, при котором короткие стежки укладываются по счету нитей по основе и утку. Один стежок располагается на лицевой стороне ткани, другой — на изнаночной, третий — опять на лицевой и т.д. Благодаря этому на изнанке ткани получается негативное изображение узора.

ОСНО́ВА
— нити, расположенные в ткани по ее длине.
На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывается уток.

ПЕ́РЕВИТЬ
— прием вышивки иглои по разреженной ткани, при котором нити основы и утка, оставшиеся после превращения ткани в мелкую сетку, перевиваются, а ячейки сетки заполняются настилом (гладью), воздушными петлями и другими разделками.

РЕМИ́ЗКА
— деталь ткацкого стана, использовавшаяся для подъема и опускания нитей основы с целью образования зева.

РО́СПИСЬ
— прием вышивки по цельной ткани. Она выполняется техникой «вперед иголку» по счету нитей. Нить при первом проходе укладывается то по изнаночной, то по лицевой стороне ткани, один стежок по основе, другой по утку. При втором проходе свободные места на ткани заполняются.

УТО́К
— нить, расположенная в ткани по ее ширине. Он укладывается при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева.



НАЗВАНИЯ ТКАНЕЙ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ТЕКСТЕ
АРМЯЧИ́НА
— сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII—XIX веках армячина вырабатывалась казахами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками.

АТЛА́С
— шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках.
Атласные ткани в XVI—XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII—начале XX века производились на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX века не получили большого распространения.

БА́РХАТ
— шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата — рытый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор; ткань при этом выглядит рельефной.
В XVIII—XIX веках бархат изготавливался на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из-за его высокой стоимости. Наличие у женщины бархатного сарафана рассматривалось как признак зажиточности семьи.

БИТЬ
— медная, серебряная, позолоченная расплющенная (плоская) нить, использовавшаяся для вышивания и тканья позумента.

ВЕЛЬВЕРЕ́Т
(ВЕЛЬВЕ́Т, ВЕЛЬВЕРТИ́Н, ВЕЛЬВЕТИ́Н, ВЕРВЕРЕ́Т) — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бархата. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для головных уборов, безрукавок, как отделка верхней одежды.

ГАЛУ́Н
— тесьма, вытканная из металлической нити (бита): золотой, серебряной, медной — с хлопчатобумажной или льняной нитью.
В XVIII —XIX веках изготавливалась на русских мануфактурах и фабриках, использовалась для отделки одежды.

ГА́РУС
— шерстяная сученая пряжа, использовавшаяся для вязания, вышивания, изготовления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные уборы. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые употребляли его только при орнаментации праздничной одежды.

ДАБА́
— плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый цвет. Среди русских крестьян ценилась как ткань прочная, красивая и недорогая.

ДРАДЕДА́М
— сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, окрашенная обычно в светлые тона. Это сукно — одно из самых дешевых в России XIX века.

ДЫ́МКА
— тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX веке использовалась для изготовления головных покрывал.

ЗОЛО́ТНАЯ НИТЬ
— тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлопчатобумажной ниткой. Золотная нить использовалась для вышивания и плетения кружев.

КАЗИНЕ́Т
(КОЗИНЕ́Т) — хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В русской деревне использовалась в основном для шитья верхней праздничной одежды.

КА́МКА
— тонкая шелковая, льняная, шерстяная одноцветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). В XIX веке термин «камка» применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливались в XVIII— XIX веках на русских мануфактурах и фабриках.

КАМЛСО́Т
— шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлением шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов.

КАНАВА́Т
— шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево-оранжевого цвета, часто с узором (букеты цветов, ромбы), вытканным золотной, серебряной или медной нитью. В XVIII—начале XIX века изготавливалась на русских мануфактурах в подражание восточным тканям. В русской деревне использовалась для изготовления головных покрывал.

КАШЕМИ́Р
— тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне кашемир очень ценился, использовался для изготовления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX веке кашемир ткался на русских фабриках, а также привозился из-за границы.

КИСЕЯ́
— хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал.

КИТА́ЙКА
— хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во второй половине XIX века китайкой изредка называли и такую же ткань красного цвета. В XVII—начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета.

КОЛЕНКО́Р
— хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкоры были, как правило, белого цвета или окрашенные в один цвет. В русской деревне белый коленкор использовался для изготовления рубах или на подкладку сарафанов, безрукавок, верхней одежды.

КОСА́РИК
— деревянный нож для прибивания уточной нити при тканье на ниту.

КРАШЕНИ́НА
— холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.

КУМА́Ч
— хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII—первой половине XIX века изготавливался татарами Казанской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов.

ЛА́СТИК
— полушерстяная подкладочная ткань фабричного производства.

ЛЮСТРИ́Н
— шерстяная, полушерстяная, легкая шелковая ткань с блестящей поверхностью. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках.

МАДАПОЛА́М
— хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках.

МАНЧЕСТЕ́Р
— хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата, а также хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая благодаря начесу вид сукна. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках по образцу тканей, выпускавшихся на фабриках города Манчестера.

МИТКА́ЛЬ
— хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания — коленкор, после набивки узора — ситец. В XIX веке изготавливался на русских фабриках.

МОЛЕСКИ́Н
— хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая вид сукна благодаря легкому начесу. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках.

НАБО́ЙКА
— холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополнительный узор, обычно мелкие кружки — «денежки». Набивные ткани делались в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах.

НА́НКА
— хлопчатобумажная ткань, изготовленная на трех ремизках, плотная, белая или гладкокрашеная, иногда с набивным узором. В XIX веке нанка была одной из самых дешевых тканей, выпускаемых русскими фабриками.

ПАРЧА́
— ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных).
Парча считалась дорогой тканью, предназначенной для праздничных костюмов. В XVI —XVII веках парчу привозили из Ирана, Турции, Италии, Франции. В начале XVIII века в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма.

ПЕРЕТЫ́КА
— прием украшения тканей домашнего изготовления: цветные полоски в одну уточную нить.

ПЕ́СТРЯДЬ
— льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.

ПЛИС
— хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс плиса обычно длиннее ворса бархата. В XIX — начале XX века изготавливался русскими фабриками в большом количестве и был сравнительно дешев. Использовался крестьянами для шитья шапок, жилетов, корсеток, для отделки одежды.

ПОДХО́ЛСТНИК
— ткань из шерстяных нитеи утка и льняных (конопляных) нитей основы домашнего изготовления.

ПОЗУМЕ́НТ
— тесьма, тканная из золотных, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе, использовалась для отделки одежды, головных уборов.

ПОЛУБА́РХАТ
— бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити.

ПОЛУПАРЧА́
— ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками специально для кре- стьянской одежды.

ПОНИ́ТОЧИНА
— ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу. В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды.

ПО́СКОНЬ
— конопляные нитки, конопляный холст домашнего изготовления. В XIX—первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.

РЯДНО́
— редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX веке использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т.д.

СА́РЖА
— шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась также полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления использовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.

САРПИ́НКА
(СЕРПЯ́НКА) — льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинка изготавливалась в XIX — начале XX века на фабриках и в кустарных мастерских.

СЕРМЯ́ГА
(СЕРМЯ́ЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды.

СИ́ТЕЦ
— хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Особенной популярностью пользовался так называемый французский ситец, т.е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.

СИ́ТЕЦ ФРАНЦУЗСКИЙ
— синий или красный ситец с мелким цветочным узором, изготавливался на русских фабриках.

СУКМА́НИНА
— сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа шерстяная. В XIX веке использовалась для шитья верхней одежды.

СУКНО́
— шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавливалось в XIX — первой четверти XX века на русских фабриках и в кустарных мастерских, использовалось для шитья верхней одежды.

ТАФТА́
— тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

ТИК
— грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.

ТРИКО́
— шерстяная ткань, изготовленная на многоремизных или жаккардовых станках из пряжи высших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками, использовалась крестьянами для шитья верхней одежды.

ТРИП
— бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. В крестьянском костюме применялся редко.

ТЮЛЬ
— хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды.

ХОЛСТ
— льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную — более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века.

ХРЯЩ
— толстый, грубый холст домашнего изготовления.

ШТОФ
— шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов.

ШЛЁНКА
(ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) — нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов.

ЮФТЬ
— тонкая цветная кожа.